КОНСПЕКТЫ КОЛЛОКВИУМОВ

На главную

Содержание



Шаталова М., Балаева С. Сравнительный анализ трагедий Шекспира «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Макбет».

Главный герой трагедий.

Анализ текстов. Характеристика героев. Выводы: Шекспир отказывается от идеализации человека. Человек противоречив. Нет положительных героев (кроме Карделии). Время не терпит лучших (козни низких людей раскрывают в хороших героях противоречия). Человек в безумном мире (человек в разуме – безумные поступки; человек безумный – прозрение). Стиль маньеризм – кричащие контрасты, противоречия, не находящие разрешения.

Новый облик времени.

Комедия: прекрасное доброе время, которое доброжелательно относится к человеку.

Историческая хроника: величественное серьезное время, требующее к себе уважения.

Трагедия: Время ниже героя. Больное время, время распада. => вырастают масштабы героя. Герой может судить время, Герой может вступать в конфликт со временем. Герой может мерить время.

Каждый из героев обладает богатой натурой. Герои трагедий Шекспира – необыкновенные люди, наделенные титаническими душевными силами. Они могут заблуждаться, совершать ошибки, но они всегда вызывают интерес. В них есть такие человеческие качества, которые не могут не привлечь внимания.

Шекспир пытается не выносить каких-то нравственных оценок – Шекспир призывает нас приблизится к пониманию человеческой природы.

«Ромео и Джульетта»

У героев нет вины перед окружающими. Их вина оправдывается природой. Мощь любви, которая не вписывается в это время. Они слишком торопятся. Герои хотят проявить себя, но нам всем властвует другой порядок, строгий, порядок установленный. Человек не может руководствоваться своими чувствами и желанием. Доминирующая страсть – величие героя, масштаб, но и трагическая слабость героя.

«Гамлет» (начиная с этой трагедии заявляет о себе стиль маньеризм: много загадочного (призрак), противоречивого, контрастов, парадоксов). Герой является уже со своей выстраданной программой жизни. Гамлет уже все знает, видит истинный вид мира. Гамлет знает больше, чем мы. Трагедия в душе героя.

Тип героя. Не может быть маленьким человеком (не только как личность, но и по своему социальному положению). Поведение героя: вначале активен – прозрение – герой становится менее активным, апатия => но возрастает душевный разлад.

В большинстве трагедий написанных в зрелые годы жизни зло торжествует. Внешне оно может терпеть поражение. Человек далек от совершенства. Взор всегда на людей значительных, интересных, энергичных, волевых.

Найти недостатки (несовершенства) можно найти и в «больших» людях, но самое страшное, что эти недостатки могут быть даже более пугающими, чем недостатки ординарных людей. Откуда берется зло в человеке? Как проникает зло в души людей? Что повергает людей калечить свою жизнь и жизни других людей, сеять смерть и разрушения вокруг себя?

Можно осуждать нетерпеливость Ромео и Джульетты, нерешительность Гамлета, ревность Отелло, властолюбие Макбета. Но разве может одна какая-то черта (пусть даже роковая) исчерпать содержание личности героя? НЕТ! Шекспировское понимание человека: человек, личность, во всем его многообразии.

Отелло – отличный полководец, с прекрасною открытою душой, благородный, человек с сильными и чистыми чувствами, беспощадный к измене и собственной ошибке.
Время в котором они живут не позволяет им быть вместе. Слабость героев. Невозможность противостоять обстоятельствам единственны способ – смерть. Трагедия: всегда спешка – спешка (стремление как можно быстрее быть вместе) приводит героев к гибели.
Человек прекраснейших душевных качеств надломился, когда увидел ужасные стороны жизни. Он потерял веру в людей, в любовь. Жизнь потеряла для него ценность. На жизнь он может смотреть только со скорбью, хотя у него есть мужество для борьбы. Он на грани сумасшествия от сознания того, сколько чудовищны люди – предатели, кровосмесители, клятвопреступники, убийцы.
Он убивает Дездемону, которая ради него предала отца и презрела различия возраста и расы. Отелло становится жертвою собственного доверия. Узнав правду, он понимает, что совершил двойное преступление (перед своей любовью и перед доверием и любовью Десдемоны). Хотя он казнит себя, но он умирает с сознанием того, что любовь Десдемоны не была иллюзией, что в его жизни было что-то светлое и подлинно прекрасное. Трагедия Отелло в том, что он сам и погубил это прекрасное, поддавшись слепой страсти.
Макбет понимает различия между добром и злом. Он сознает, что совершая убийство, он преступает нравственные законы, в которые верит. Совершив убийство, Макбет навсегда теряет покой: он перестает верить другим, им овладевают подозрения. Он добился власти, но лишил себя возможности насладиться ею.Трагедия Макбета в том, что он, некогда прекрасный и благородный человек, подлинный герой по своим личным качествам, подпал под влияние дурной страсти и властолюбие толкнуло его на множество коварных преступлений. Но Макбет не сражается до конца, не сдается, даже когда все против него, ибо в нем до конца живет душа героя, хотя и запятнанная его кровавыми преступлениями.
Личность
Истинная трагедия героя

Ромео и Джульетта – прекрасные души, способные на искреннее и сильное чувство, которые не претворяются, они честны в проявлении своих чувств: перед природой и перед друг другом.


Гамлет – человек огромной силы мысли и человек высочайшей чувствительности.
Макбет – талантливый полководец, волевой и несгибаемый человек, бесстрашный в бою, жестокий и одновременно душевно тонкий во всем, что касается его самого.


Лестева Е., Иванкива М. План коллоквиума по трагедии Шекспира «Отелло»

Группа 1.Особенности эпохи Возрождения и творчества Шекспира:

Смещение доминант, интерес к человеку! (по сравнению с Средневековеьм)

Антропоцентризм Возрождения,

Оптимистическое начало у Шекспира

Универсализм шекспира: эпос+лирика+драма

Худ. cтиль - ренессанс

Комедии- темы, особенности (природный человек)

Историч. хроники – чел. и историч. жизнь, его роль в истории

Трагедии - человек и мироустройство

Группа 2. Проблема эволюции в творчестве Шекспира ( по Стороженко)

I период (1590-1594) – ученич., осваивает опыт (стиль ран. классицизм), основные жанр. Формы

II период (1594-1600) стиль Ренессанс

стиль, унив-м, сведено воедино (8 ком., 2 траг., 5 историч. хроник)

оптимист. Период, вера в добро

III период (1600-1608\09) – 7 вел. трагедий

Нет идеализации, целостности, но вера в человека остается!!!

Мотив Безумия и Разума

Маньеризм – кричащие контрасты и противоречия!

IV период – 4 трагикомедии: «Перикл», «зимняя сказка», «Буря», «Цимбелин»

Ярость страстей, сказачностьть, фантазии

Категория Времени, ее эволюция!!!

Группа 3. «Отелло», ее место среди др. трагедий

Трагизм и оптимизм пьесы.

Источник – новелла Джованни Джиральди «Отелло, венецианский мавр»

Сравнение с «Отелло» Шекспира, что нового?

Группа 4 Система персонажей, портреты героев, типы

// с героями других трагедий

Группа 5. Композиция трагедии + комментарий, цитаты

Завязка – 1 акт, информация о героях, его страсти (Отелло доверчив, вера в человечность)

Кульминация – 5 акт (Отелло верит Яго), трагическое одиночество героя, в плену, в заблуждении, но по своей вине!

Развязка – трагизм + оптимизм

В чем трагическая вина героя?

Группа 6. Основные темы и мотивы:

- разум и безумие,

- долг и честь

- верность и предательство,

- свобода выбора

- любовь

К чему приходит Шекспир в конце своего творчества?

Hosted by uCoz