КОНСПЕКТЫ КОЛЛОКВИУМОВ

На главную

Содержание



Федорова А. Конспект коллоквиума на тему: Анализ трагедии В.Шекспира «Отелло».

Основные черты эпохи? Эпоха Возрождения (XV-XVI)

Экономическая, политическая и культурная жизни. Эпоха гуманизма (сломлена доктрина церкви, раскрепощеность личности). Личность – центр общественных интересов. Человек эпохи Ренессанс (вера в разум, свои силы, свою доблесть, свободомыслие). Создание новых представлений об обществе и мироздании.

Этапы:
ранний (лирический жанры и новелла)
поздний (драма)
вера в свободное развитие человека,
в его творческие возможности
становление абсолютистского государства вступает в противоречия с идеалами гуманизма

Четыре периода творчества Шекспира.

Нас будет интересовать второй период: а именно, трагедия «Отелло»

Выделим центральных героев трагедии и охарактеризуем их.

Яго
Отелло
Дездемона
Примечание

•  «На этой службе я служу себе»
- им движет стремление любой ценой добиться преимущества перед другими людьми
•  Умен, расчетлив, лицемерен
•  циничен (о каждой женщине говорит дурное),
– его сила в том, что им движет разум и терпение
•  Получает удовольствие говорить гадости о людях
•  В любом найдет слабое место и воспользуется этим в угоду себе
•  Искуситель
•  Сам клеветничает и сам же подвластен клевете
“Раз подозренья есть, то значит, так”
С.189 акт I сцена Ш

•  «Доблесть» подчинена всецело его эгоцентричным планам: она индивидуалистична и безнравственна

•  Благодаря доблести добился высокого положения
•  все любят О., и отдают должное его заслугам
•  Из всех испытаний он вышел человеком отважным и смелым, сохранив чистоту и пылкость чувств Пылок, страстен
- “Вся кровь во мне кипит//и ослепляет страстью!” С. 214
•  Ренессансный идеал прекрасного человека
•  благороден душой и поэтому считает, что и вокруг все благородны, те же, кто нет – презренны им, и участь их – смерть.
Благородство О. является отрицанием буржуазного эгоцентризма Яго
•  умен, деятелен, храбр, честен
•  Простодушен:
– видит в Яго честного, верного и доброго товарища
- Не видит кознь, строящихся вокруг него

•  Добродетельна, чиста и наивна, верна
•  Благородна душой
•  (Настойчиво защищает благородного Кассио)
•  Сострадательна
•  Честна и искренна
•  Венец творенья, ангел, совершенство – Кассио, с.193
•  Ее обаянию подался даже Яго
•  Что ее объединяет с О.?
Бесстрашие и доверчивость
«прекрасный воин» (Отелло)
•  Гармонически–цельная личность

Яго об Отелло:
“Он благородный, честный человек
И будет Дездемоне верным мужем,
В чем у меня ничуть сомненья нет.
Но кажется, и я увлекся ею”.
С.203 акт II сцена I

“Мавр простодушен и открыт душой, // Он примет все за чистую монету”

С.189 акт I сцена Ш

Сталкиваются две личности, два мировоззрения: Яго и Отелло

Причины ненависти к Отелло :

А) бытовые причины
- считает, что он достоин поста лейтенанта
- О. выдвигает лишь любимцев, а не по старшинству
- слух, что жена Я. изменяла мавром > см. поля

Б) идейно-эстетическая причина
Желание столкнуть О. в хаос индивидуалистических страстей

Итак, куда же он наносит свой удар, на что Яго бросает все силы, ведомый ненавистью к Отелло?
Поколебать мнение О. о чистоте Д., разрушить их любовь .

Спланировал как поселить зерно сомнения в душе мавра: см.219 акт II сцена II : “…нет в мире ничего // Невиннее на вид, чем козни ада”…

Надо отметить, что все будут действуют по четко спланированному сценарию Яго. Он будет верховодит всем > см. поля

Найти слабое место у Отелло!!!

“…Допущенье,// Что дьявол обнимал мою жену, // Мне внутренности ядом разъедает.// Пусть за жену отдаст он долг женой…” – заставлю ревновать его так, что он сойдет с ума

с.203 акт II сцена I

( NB : потом О. скажет: “Я задушу тебя – и от любви сойду с ума” с.315)

Родриго: с.304 акт V сценаI
Влеченья нет убить его. А надо –

Так Яго убедил меня…

Как воспринимается окружающим любовь О. и Д.?

Доводы против любви между О. и Д :

- мавры переменчивы

- она молода и изменится: насытится мавром и опомнится – ей потребуется другой

-Д – бывалая, хитрая венецианка, а О. – неотесанный кочевник

- “Когда кровь устанет от нежностей, сызнова воспалить ее могут только привлекательная внешность, общность возраста, сходное воспитание. Ничего этого нет у мавра”…будет неудовлетворенна…”сама природа толкнет ее к другому” …к Кассио

c .201 акт II сцена I

На чем основана любовь О. и Д.? Чем явилась их любовь?

«Я ей своим бесстрашьем полюбился, // Она же мне – сочувствием своим…»

С.180 акт I сцена Ш

“… Для меня // Краса Отелло – в подвигах Отелло.”

С.183 акт I сцена Ш

Любовь О. и Д. явилась героическим вызовом традиционным установлением.

Напомним, что ренессансная личность свобода от средневековых сословных пут

Брабанцио:

Смотри построже, мавр, за ней вперед:// Отца ввела в обман, тебе солжет.

С.185 акт I сцена Ш

Чтобы удар пришелся точно в цель, надо бить по главному и самому важному, на чем строится мироощущение, на чем основана человеческая позиция. Что же главное для Отелло?

Для Отелло самое важное – это честность. Он часто произносит это слово, честностью наделяет он всех, кто окружает его: Кассио, Яго, Дездемону (когда она просит отправить ее вместе с О. на Кипр, О. растроганный ее преданностью, говорит: сенаторы, прошу вас, согласитесь. Тут не своекорыстье, видит Бог. с.184 акт I сцена Ш). Об этом знает и Яго. Он сыграет на этом, и тем самым посеет зерно сомнения: см. с.232-235 акт III сцена II .

В этом эпизоде ужасно то, что Яго говорит очень верные и правильные слова, нельзя с ними не согласиться, поверить в чистоту помыслов говорящего. Правильные слова бьют точно в цель. И О. попался! Этот разговор также позволяет Яго узнать, что может точно стать причиной для ревности О. (сначала посмотрю)

Результат беседы : какое слово значимо здесь ?

Я в чистоте жены еще не усомнился

И все же, уклоненья от природы…
С. 237 акт III сцена II

Яго тут же подхватывает эту мысль и развивает ее: Вот именно…

Часовой механизм уже запущен! > см.поля

К чему приводят старания Яго?

Яд сомнений начинает действовать, и теперь, как и планировал Яго, О. во всем дурной знак
(ср с.253 + с.275 и . с.219)

Т.е. Я. навязывает О. свою точку зрения, свое видение ситуации, и, ослепленный сомнениями, О. начинает действовать и думать так, как хочет того Я. ( См. акт 4 сцена 1 с. 268)

Даже способ убийства Д. подсказал О. Я.: “Зачем яд? Лучше задушите ее в постели, которую она осквернила” с.276

 

Тот не ограблен, кто не сознает,
Что он ограблен. С 244

Резкая смена настроения. Темп убыстряется:

Мерзавец, помни:
Ее позор ты должен доказать!
Вещественно , мерзавец, помни это! с244

Дай мне увидеть
Ее вину иль так в ней убеди ,
Чтоб места не осталось для сомненья.
Удостоверь, не то беда тебе.
С.245

…Я требую улик.

Я не прощу. Но мне недостает Уверенности.
С.246 акт III сцена II

 

Что особенного в этих словах?

Эти слова дают нам понять, что О. полностью находится во власти Я., настолько он ему верит, что просит Я. убедить себя в неверности жены. Хотя дальше мы видим, что он поверил в это.

Как реагирует Дездемона на изменения, которые произошли с Отелло?

Дездемона видит перемены в О., но она старается найти этому оправдание и не верит, что причина этому может стать ревность

Дездемона до конца не хочет верить в то, что О. ревнует, она не понимает, она оскорблена. Она все еще надеется вернуть расположение мужа. Ее чистота и невинность подчеркивается еще и тем, что она готова простить клеветника, который опорочил ее в глазах О.

Но все же она предчувствует беду. Значим эпизод беседы Эмили и Дездемоны о верности жены (акт IV сцена III , с. 298-302) – этим эпизодом Шекспир усиливает чистоту Д. и вносит тревогу и печаль ее судьбы.

Отелло – умница и не похож
На пошляков-ревнивцев…

…Тропическое солнце
Все эти недостатки выжгло в нем.

С. 251-252 акт III сцена IV

Замечают ли окружающие перемены?

Лодовико:

И это мавр, который восхищал Сенат уровновешенностью духа, Которого ни бури, ни труды, Ни страсти, ни опасности не брали?

С.281 акт IV сцена I

Чем же была для Отелло Дездемона?
Чему причина такой бешеной ненависти?

“Я в ней уверен, как в самом себе”.
с. 185 акт I сцена Ш

Люблю тебя и если разлюблю, // Наступит хаос. С.230 акт III сцена II

…Если так// Глядит притворство,
Небеса притворны.
С.240 акт Ш сцена Ш

Но потерять сокровищницу сердца,
Куда сносил я все, чем был богат…
Но увидать, что отведен источник
Всего, чем был я жив, пока был жив…
С.286 акт IV сцена II

Надеюсь, ты в меня как прежде, веришь ? (слова Дездемоны)
С.286 акт IV сцена II

Я б предпочел быть жабою на дне
Сырого подземелья , чем делиться
Хоть долею того, что я люблю
С.239. акт III сцена II

Ревность подымается в О. не как следствие подозрительности, мстительности или амбиции, а как проявление чувства обманутого доверия, оскорбленного достоинства

Пушкин: Отелло не ревнив – напротив: он доверчив.

Трагедия О. – трагедия обманутого доверия, трагедия ослепления страстью

Любовь к ней определяло отношение О. к людям, к миру: мир был прекрасен, потому что Д. любила его, потому что он верил ей, Нечестность Д. –повергло О. в мрачный хаос.

Почему же Отелло убивает Дездемону?

…Стыжусь назвать пред вами, девственные звезды, ее вину…
(она падший ангел)
….Она умрет, чтоб больше не грешить


…Я плачу и казню, совсем как Небо,
Которое карает, возлюбив.
С.314. акт V сцена II

Она олицетворение Греха.
Он совершает долг перед людьми: убийство Д. означает устранение лжи как всеобщей опасности.

Единственный мой грех – любовь к тебе

С.317 акт V сцена II

Л: Тогда когда-то доблестный Отелло, // Который стал игрушкой подлеца, // Как мне назвать тебя?

О: Как вам угодно.// Убийцей честным…Я не в гневе мстил, // А жертву чести приносил, как думал.
С344

В чем «трагическая вина» Отелло?
В чем трагедия Отелло?

Он сам виновен в своей трагедии. Следует сцена прозрения (узнавания)

Прозрение Отелло:
Но можно честь блюсти без правоты?
Не стало правды , пусть и все уходит
С.331 акт V сцена II

Осознает, что им руководили :
Кто управляет собственной судьбою?

Все пройдено, я у конечной цели.

Тростинкой преградите путь Отелло,
И он свернет. Куда ему идти?
О девочка с несчастною звездою!

=торжество нравственных начал правды доброты, как итог внутренней борьбы и страданий, которые переживал герой. Этот эпизод освящает всю жизнь героя новым светом, утверждая величие человеческого духа и значение нравственных основ жизни. Что символизирует собой самоубийство О.?
Это наказание самого себя за отступление от веры в человека.

Эмилия:

Ах, подлость насмеялась над любовью!
С.325 акт V сцена II

Эпитафия Отелло:
Вы скажете, что этот человек
Любил без меры и благоразумья,
Был не легко ревнив, но в буре чувств
Впал в бешенство. Что был он, как дикарь,
Который поднял собственной рукою
И выбросил жемчужину, ценней,
Чем край его…
С.337 акт V сцена II

Еще один штрих к образу Дездемоны:

Она стала светом в его жизни, его звездой, которая указывала ему путь. Т.к. она было олицетворением чистоты и правды.

А теперь свет потух и он заблудился, пропала цель, не к чему больше стремится, нет того, ради чего стоит бороться.

Лодовико:
Где этот пылкий человек?

Отелло:
Которым был Отелло?

=

Дездемона – свет в душе Отелло -> свет потух, потух и сам Отелло

[Любовь – звезда, что светит нам сквозь мрак
И указует путь чрез океаны.
(Сонет 116)]

Чем явился Яго в трагедии? Какова его роль? Что он: дьявол-искуситель, судьба, ослепление?

Конфликт в трагедиях Ш. крайне напряженный, острый и непримиримый, и развертывается он как столкновение двух антагонических сил. На переднем плане – борьба двух сильных героев, воплощающих разные характеры, разные жизненные принципы и взгляды, разные страсти: О. и Я. Трагическое у Ш. диалектично. Перед нами борьба между добром и злом, которая идет не только на общественной арене, но и в душе человека. Это борьба раскрывает лучшие духовные возможности героя, но она также вызывает и дурное. Герой мучительно ищет истину, правду, справедливости. В этом поиски, соприкоснувшись со злом, скрывавшимся под личиной доброты, он где-то совершает ошибку, что ускоряет трагическую развязку.

Что хотел сказать Ш. своим произведением?

Ш. показывает, каким путем может пойти человек нового времени: личность могла стать светлой и нравственно прекрасной или низменной, аморальной. Быстрый переход от героики к ослеплению свидетельствует об уязвимости личности, находящейся под угрозой стать подвластной темным страстям и эгоистичным интересам. Действия трагических героев Ш., людей выдающихся, влияет на все общество. Герои настолько значительны, что каждый из них – это целый мир. И гибель этих героев потрясает всех: «Он был во всем большой душой.» (Кассио). Трагизм Ш. далек от «поэтической справедливости» (порок наказан, добродетель торжествует). Зло наказано, но добро переживает трагические страдания неизмеримо большие, чем того заслужила ошибка героя. В трагедиях Ш. утверждается ценность человеческой личности, неповторимость и индивидуальность характера человека, богатство его внутреннего мира. Ошибки и заблуждения не изменили основы благородного характера, но в мире зла и несправедливости вели к трагическим последствиям.

Домашнее задание:

напишите свои рассуждения на одну из цитат:
1. “Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздать ее нелепости” С187 акт I сцена Ш
2. Чувствительность – высоких душ несчастье. С. 239 акт Ш сцена Ш
3. Каждый из нас - сад, а садовник в нем – воля. С.187 акт I сцена Ш
4. Людьми движет воля и желания, а не фортуна или бог. (Сонет 136)

Hosted by uCoz