КОНСПЕКТЫ КОЛЛОКВИУМОВ

На главную

Содержание



Полякова И, Яновская А. Коллоквиум на тему «Творчества М. Сервантес и его произведение «Дон Кихот»».

  1. Введение: Цель занятия – выяснить, почему роман «Дон Кихот» стал «вечным» произведением на ряду с Гомером, Данте, Шекспиром и т.д. Почему имя главного героя стало нарицательным?
  2. Что подразумевают люди сегодня, называя человека Дон Кихотом? Каких людей так называют?

    •  полубезумный
    •  оторванный от реальности, идеалист

  3. Соответствует ли это представление действительности, т.е. тому образу героя, который на самом деле создал Сервантес в своем романе? Почему могло появится такое отношение (не только сейчас, но и во время появления романа), что дало для этого основания? Над этим мы и поразмышляем на сегодняшнем занятии.
  4. Замысел романа: Помните ли вы, как сам Сервантес в предисловии к роману определяет его замысел (с какой целью он писал роман)? Что из себя представляет предисловие?

    Да и сам Сервантес как будто не скрывает от читателей главной цели своего повествования : " У меня иного желания и не было, кроме того, чтобы внушить людям отвращение к вымышленным и нелепым историям, описываемым в рыцарских романах; и. вот, благодаря тому, что в моей истории рассказано о подлинных деяниях Дон Кихота, романы эти уже пошатнулись и, вне всякого, сомнения, скоро падут окончательно ".

  5. Итак, Сервантес говорит, что это пародия на рыцарский роман. Почему именно на рыцарский роман?

  6. Потому что это один из самых популярных и даже избитых жанров этого времени.

  7. Что нужно, чтобы сделать пародию на какой-либо жанр?
    > Взять самые типичные черты этого жанра и их гиперболизировать или изобразить их как бы в перевернутом виде.

    Давайте посмотрим, как Сервантес преображает черты рыцарского романа в своей книге?

    •  название
    •  доспехи (шлем Мамбрина)
    •  конь («Росинант» - древняя, античная кляча = архикляча)
    •  прекрасная дама
    •  место действия (не чудесный мир рыцарских романов, полный приключений и неожиданностей, не родина, т.е. национальность не подчеркивается)
    •  как Дон Кихот находит свои приключения
    •  оруженосец

    Все это действительно искаженные черты рыцарского романа.

  8. Есть ли в Дон Кихоте черты других типов романов? Какие типы романов того времени вообще вы можете назвать? Как каждый из них проявляется в романе?

    •  пасторальный роман: пастушки, пастухи – герои, частое изображение пасторального идеального мира чувств (Идеалы Дон Кихота – пасторальные: речь перед козопасами о «золотом веке» - пасторальная модель жизни: все общее, пропитание от природы, простосердечные и прекрасные люди, благопристойность, все просто, все от природы, без социальных проблем. Одно из последних желаний ДК – уйти в безлюдные места, стать пастухом, в природе найти успокоение души).
    •  Плутовской роман (как называют героя этого типа): образ Санчо, купцы и трактирщики.
    •  Роман-утопия (какие утопии вы знаете): противопоставление сущего и должного (по мнению ДК), сущее критикуется – опосредованная критика, ДК строит должное по идеалам пасторальным.

  9. Итак, произведение сочетает в себе черты разных типов романа, но замысел автора был создать пародию. Но менялся ли этот замысел в течении книги? Давайте обратимся к тексту. Какова структура романа (как развивается сюжет)?

    > 3 части (содержание), 3 выезда на подвиги (6 первых глав – сутки, до конца 1-го тома – 18 дней, 2 том – около 3-месяцев). Почему можно сказать, что по структуре роман образует 3 замкнутых круга? Каждый раз ДК возвращается домой, на чем можно поставить точку. Почему ДК каждый раз возвращается?

  10. Полностью ли соответствует роман изначальному замыслу? Какая из частей ему соответствует? Что об этом говорит сам автор в романе: где он должен был поставить точку, чтобы роман остался только пародией

    > нет, 1 часть – чистая пародия, хотя уже появляются идеи красивого и возвышенного, потом это углубляется, что дает право говорить о 3-х уровнях романа. На каждом из уровней образ героя меняется, давайте проследим как.

    Содержание:

    1 выезд: выезд из дома в первый раз, посвящение в рыцари в трактире, освобождение мальчика, битва с купцами по поводу Дульсинеи, возвращение, сожжение его книг,.

    2 выезд: обретение оруженосца, приобретение автором арабской рукописи Сида Ахмеда бен Инхали, история Марселы (непреступной пастушки), приключение с мертвым телом, сражение за шлем Мамбрина, осовобождение каторжников, прикобчения с Доротеей, Лусиндой, дон Фернандо, Карденио, «Повесть о безрассудно- любопытном», возвращение в клетке.

    3 выезд: бой с бакалавром Самсоном Карраско, встреча с заколдованной Дульсинеей, битва со львами, жизнь в гецогском замке, губернаторство Санчо, приключение с графиней Трифальди, с Альтисидорой.

  11. Кто такой ДК? Как его на самом деле зовут, возраст, внешность, чем занимается, с кем живет?
    > Идальго Алонсо Кехана. Племянница и ключница.

  12. С чего начинается его сумасшествие? > Делать нечего, начитался рыцарских романов.

  13. Какое имя он себе берет и почему? Какие прозвища (титулы) он приобретает по дороге и как это происходит? (рыцарь печального образа, рыцарь львов)

  14. Кто из героев рыцарских романов идеал ДК? Откуда мы это узнаем? > Амадис Галльский. Из главы о сожжении книг цирюльником и священником.

  15. С какой целью он отправляется путешествовать? > Возродить рыцарство и его ценности, искоренять зло, защищать слабых, восстанавливать справедливость. Есть ли у него какой-либо корыстный интерес?

  16. В чем, по его мнению, состоят рыцарские идеалы? > Благородство, нестяжательство, честь и честность, аскетизм, нравственность, верность, служение своей прекрасной даме (кто его прекрасная дама: имя, настоящий статус).

  17. Приведите примеры, как он защищает эти идеалы, защищает слабых и т.д.?

    •  «спасение» мальчика
    •  освобождение каторжников
    •  помощь Доротее и Лусинде
    •  драка с купцами из-за Дульсинеи

  18. К чему приводят его благие начинания? > В основном все оборачивается во зло (мальчик, каторжники, + его бьют).

  19. Как его воспринимают другие люди, обычные? Меняется ли это восприятие? Как поступают по отношению к ДК?

    > Санчо (любит, несмотря ни на что), Как психа – в первой части, потом начинают замечать разумность и справедливость его речей (Примеры: Герцоги, советы Санчо, разбойник Роке). Подшучивают, бьют, пытаются «спасти», вернуть разум.

  20. Чем вызвано его безумие, психологическими аномалиями или чем-то еще?

    > Тем, что он жаждет мира лучшего, утопического, прекрасного, каким он изображен в романах, а мир не ссответствует этим представлениям и ему не на что здесь опереться, поэтому он его перестает его видеть, или же видит его в преображенном виде (все дамы, даже уличные девки – прекрасные и нравственные, все постоялые дворы – замки, все соперники должны быть благородны). Т.е. он идеалист в самой крайней степени. Он готов терпеть любые лишения ради некоего даже выдуманного идеала. (Пример - Дульсинея). Он верит в этот идеал несмотря ни на что, поэтому он по-своему очарователен.

  21. Истинно или мнимо безумие ДК? На самом ли деле ДК ненормальный? (разумные речи и безумные поступки, дело и слово совпадают). Осознанно или нет его сумасшествие.

    > Вспомним последние слова ДК: «Я был сумасшедшим, а теперь я здоров, я был Дон Кихотом Ламанчским, а ныне, повторяю, я – Алонсо Кихано Добрый»

  22. Почему умирает ДК?

    > Потому что понимает, что идеал недостижим, что все его усилия напрасны, он не может с этим жить. Что значит его последняя фраза: разочаровался он в идеалах или нет?

  23. Каков смысл сцены со свиньями, как эта сцена помогает понять финал? (Картина свинского общества, которое топчет высокие человеческие идеалы)

  24. Нет, не разочаровался, он был сумасшедшим, когда назвав себя именем рыцаря, вообразил мир таким же чудесным, как в романах. Теперь он понял, что мир трагичен и пошл, но не отказался от своих идеалов и веры, что есть люди, им следующие.

  25. Каким же в итоге ДК представляется после прочтения книги Сервантеса (не по замыслу)? В чем слабость и величие Дон Кихота? Почему образ ДК остался в веках?

    > Безупречная нравственность, целомудрие, идеализм, непорочность, безграничная преданность идеалам. Абсолютный положительный герой, юродивый.

  26. Смешная или грустная книга ДК?

  27. В статье Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» автор делит людей на два противоположных типа: Гамлеты и Дон Кихоты? Какие черты противопоставляет Тургенев?

    Идеал внутри и снаружи (эгоизм Гамлета и гуманность ДК), Аналитизм и слепая вера, самокопания и отсутствие сомнений, сладострастие и непорочность, неспособность любить и искренняя любовь к несуществующей женщине, социально бесполезен (неспособен повести за собой) и наоборот (Санчо, не веря идет за ним), Гамлета нельзя любить, т.к. он сам никого не любит, а ДК все могут любить.

Запасные вопросы про Санчо:

•  Когда он появляется в книге?

•  Каков этот персонаж?

•  Какие у его речи характерные черты? (пословицы)

•  Почему он путешествует с ДК и не бросает его?

•  Какими словами он чаще всего определяется в книге? (простодушие и преданность)

•  Мудр или глуп Санчо? Доказательства.

•  Функция Санчо в книге? (плут, оттеняет личность ДК, практичность и расчетливость).

Hosted by uCoz