Ответы

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА
16-17 ВЕКОВ
Часть II


ТЕСТ I

Вариант 1.

1. Ауто – одноактное драматическое произведение в Испании и Португалии. Ауто были связаны с религиозными праздниками, не были самостоятельными. Ставились на народном языке.

2. Бытовые комедии и народно-героические драмы. Первые («Собака на сене») изображали личную жизнь человека. Основной конфликт этого типа драм – совмещение желаний любви и правил чести. Вторые («Фуэнте Овехуна») изображали борьбу испанского народа с притеснителями. Их важнейшая категория - честь.

3. Теодоро не был истинным сыном графа Лудовико. Их соединение устроил слуга Теодоро Тристан для того, чтобы его хозяин имел возможность претендовать на руку Дианы.

Вариант 2.

1. Ренессансная сильная личность, следующая велению природы, превращается у Тирсо де Молины в эгоиста, подчиняющегося велениям страсти.

2. Один и вариантов ответа: Какова природа человека и насколько он свободен распоряжаться своей судьбой? Главного героя запирают в башню потому, что звёзды предсказали, что он станет тираном. Получив свободу в первый раз, он не готов к роли правителя и проявляет грубость и жестокость. Тем не менее, во второй раз он показывает себя достойным своего места.

3. Он залез под стол и оттуда услышал беседу Тартюфа с его женой Эльмирой. В этой беседе Тартюф пытался соблазнить жену своего покровителя. Ценой её уступки был бы его отказ от женитьбы на Марианне.

Вариант 3.

1. Единство места – действие должно происходить в одном месте. Единство времени – время действия должно ограничиваться одним днём. Единство действия – в пьесе не должно быть побочных сюжетных линий.

2. 1) Герои, отклонившиеся от гармонии из-за того, что они были обмануты. 2) Герои, осознанно отклонившиеся от нормы. 3) Герои, олицетворяющие разумное начало.

3. Они поссорились потому, что король назначил дона Диего воспитателем своего сына (граф Гормас рассчитывал на эту должность). Ссора привела к дуэли, где дона Диего заменял Родриго. Сид убил своего противника, после чего Химена по правилам чести должна была отомстить за своего отца. Таким образом, завязался конфликт пьесы.

 

ТЕСТ II

Вариант 1.

1.  Победа над природными склонностями; управление своими чувствами и инстинктами – подчиненность нравственным законам и разуму; истинные отношения – добрые отношения; нужно смело встречать все превратности судьбы.

2.  Герою Корнеля дана свобода выбора, его будущее зависит от решения героя, в то время как будущее героя Расина предопределено заранее прошлым, его судьба неотвратима, расиновский герой не сомневается, он знает верный путь, но выбирает путь страстей, т.к. силы разума хватает только на осознание своей ничтожности и слабости. Единственная свобода у Расина – свобода духа.

3.  Трактовка любви как мощной социальной силы, уравнивающей скромного разночинца Теодоро и сиятельную графиню Диану де Бельфлор. Ювелирная отделка всех деталей интриги и тонкая обрисовка характеров; иронический оттенок, придаваемый драматургом образам Дианы (властное любовное чувство; сословные предрассудки) и Теодоро, в любовь которых вторгаются мотивы расчета, самолюбия, аристократического этикета и сознательного обмана.

Вариант 2.

1.  Грозный символ. Заточение поднявшего восстание солдата – нарушителя закона. Олицетворение мятежного, что следует подавлять в себе человеку + смутная неуверенность в реальности происходящего.

2.  Обреченность перед властью страсти (унаследованная от предков) над разумом и осознание ее преступности. Вынесение приговору самому себе – признание вины и ответственности за поступки – обретение внутренней свободы, восстановление истины.

3.  Тристан, ловкий и хитрый слуга Теодоро, разрешает противоречия, устраняя враньем все сословные препятствия, стоявшие перед графиней. Примитивная уловка Тристана входит в систему тех иронических приемов, которыми Лопе де Вега характеризует гордость Дианы: ее аристократическая честь получает формальное удовлетворение, уступая место всевластной любви. Слуга Тристан принадлежит к лучшим образам "грасьосо" в театре Лопе де Вега, который создал сценическое амплуа ловкого (или, наоборот, неповоротливого слуги)- смышленого и лукавого крестьянина, бывалого пройдохи с житейско-практическим мировоззрением.

Вариант 3.

1.  Отказ от неразумных страстей ради разумного долга приводит к конфликту между любящим. Корнель вводит тему долгу перед родиной, который сильнее семейного долга. Став героем и защитником отчизны, Родриго снимает с себя позор убийства и тем самым вынуждает Химену выйти за него замуж.

2.  Внешняя свобода героя оказывается в зависимости от их страстей, что приводит к двусмысленности их поведения: Пирр ведет недостойную игру с Гермионой, Гермиона знает о чувстве Пирра к Андромахе, но все равно готова стать его женой, и т.д.

3..  Т. = в умении перехитрить, втереться в доверие, превратить знание о человеке в благо для себя: то хитрец, то доносчик, святоша, ханжа – лицемер; Д.Ж. = соблазнитель, гуляка, безбожник, богохульник – распущенность безнравственного общества. Оба свободны от всякой нравственной ответственности.

Вариант 4.

1.  А. = независим от чужого мнения, бескомпромиссен в оценках общества и людей, критикуя пороки, он видит их типичность и распространенность; С. = непроницательна, ее критика поверхностна и лишь является демонстрацией собственной интеллектуальности, зависимо от чужого мнения.

2.  Эта пьеса, созданная в период особого усиления феодальной реакции в Испании, явилась пламенным протестом не только против феодального гнета как такового, но и против той абсолютистско-деспотической государственности, которая, в конечном счете, представляла собою орудие того же феодального угнетения народных масс.

3.  Усиливает основной конфликт: борьба долга и страсти.

 

ТЕСТ III

1.  господин и слуга

2.  жизнелюбие, вера в человека, красота жизни, оптимизм. Бытовая и народно-героич. пьесы

3.  Лопа де Вега. Правила написания пьес: творч. свобода, не следовать за античн. опытом, вкус зрителя – главный ориентир для драматурга, художник не должен быть дидактичен)

4..  человек и его место в мире, судьба, рок, попытка обрести гармонию, поиск способов к ее обретению

5.  Разум, Образец, Вкус. Единство времени, места и действия + доминанта в характере, 1 сюжетная линия.

6.  единство времени – 24 часа, места – город, нет единства действия, у Расина чаще всего просто разворачивается кульминация

7.  Комедия – низкий жанр, для развлечения. Была комедия положений и комедия масок (дель арте), не было характеров. Мольер создатель высокой комедии, комедии характеров.

8.  интерес к личной жизни человека, власть любви над человеком, кот. вне оценок разума.

9.  страх, сострадание, восхищение

 

 

ТЕСТ IV

Вариант 1.

1. «Фуенте Овехуна», событие, изображенное в этой пьесе – исторический факт, известный по старинным испанским летописям. В них описывается бунт крестьян местечка Фуенте Овехуна (1476), восставших и убивших своего господина дона Гомеса

2. Потому что та оклеветала Ипполита, сказав, что он добивался любви Федры

3. Нет. Невозможно себе представить, чтобы король, приказав-ший арестовать Тартюфа, действительно мог знать о его делиш-ках. Этим финалом Мольер обнадеживает себя и других, что справедливость все же восторжествует над царящей ложью

Вариант 2.

1. слуга Тристан

2. Ипполит тайно влюблен в Арикию, дочь врага его отца Тесея. Таким образом, его любовь противоречит долгу, появляется «трагическая вина», и гибель Ипполита становится оправданной законами расиновской трагедии

3. Дон Гормас и дон Диего повздорили о том, кто имеет больше прав стать воспитателем наследника престола. В разгар ссоры дон Гормас дал дону Диего пощечину. Это оскорбление можно было смыть только кровью. Но дон Диего старик, он не мог по-бедить на поединке более молодого дона Гормаса. И потому он просит отомстить за себя своего сына Родриго

Вариант 3.

1. 1-е; 2-а; 3-г; 4-в; 5-б; 6-д

2. Свобода, не одухотворенная нравственной целью, приводит лишь к разгулу самых низких. Ничем не сдерживаемых страстей – человек превращается в зверя

3. Клеонт выдает себя за сына турецкого султана

 

ТЕСТ V

Вариант 1.

1.  Торрес Нааро – первый теоретик. Единственный жанр в драматургии – комедия, выделял комеди действия и воображения, 5 актов, 6/12 персонажей.

Лопе де Вега: смешение трагического и комического, национальная самобытность, сюжет – история и дела чести, 3 акта.

2.  Испанская легенда о грешнике.

3. По сравнению с Еврипидом Расин облагородил Федру, ее ревность оправдана. Ипполит не бесконечно невинен: он любит девушку из семьи злейших врагов.

Вариант 2.

1.  Постулат ничтожества видимого мира и земной жизни, спасение через религию. Ауто – небольшая религиозная драма.

2.  Слепое следование моде

3.  Время (больше 24 часов), место, действие (параллельная сюжетная линия)

 

ТЕСТ VI

Вариант 1.

1. Литургическая драма, мистерия, моралите – такие же, как в других европейских странах. Ауто – специфический испанский жанр, это пьеса религиозного содержания, связанная с рождественской тематикой.

2. Общий конфликт – конфликт между долгом и страстью (чувство), общим и личным. Но У Корнеля герои чтут свой долг, а у Расина – долг – нечто внеличное, второстепенное.

3. «Фуэнта Овехуна» Перед нами – испанская деревня, где любовь и честь порабощена деспотом (командором). Крестьяне борются за право любить, за то, чтобы их честь уважали. Эта борьба – нравственная, «священная». Разрозненный коллектив «Фуэнта Овехуны» становится единой силой, которая может дать отпор насильнику. Лопе де Вега показывает, как в условиях борьбы растет человек (Лоуренция в первом акте наивна, живет жизнью естественного существа, а когда начинается насилие над любовью, глумление над честью, начинается становления личности, в третьем акте она превращается в настоящую героиню).

Вариант 2.

1.  Разум (все в искусстве должно быть четко и познаваемо разумом), образец, нормативность (все в произведении должно подчиняться строго определенным правилам, ориентация на античный образец), вкус (хороший вкус – отсуствие безнравственности).

2.  Главное – личная жизнь человека, герои- красивые люди. Любовь – основа и суть их жизни. С другой стороны – честь. Любовь должна быть в рамках чести, чтобы наступила гармония. Несогласие между честью и любовью – на этом основана интрига.

3.  Пьедро Кальдерон

Пьеса написана в поэтике барокко, её художественному миру свойственно ощущение зыбкости, неустойчивости, неясности: всё непрочно, переливается одно в другое. У Кальдерона – не жизнеподобная ситуация, а притча, ситуация размытости сна и жизни. Великая школа страданий совершает в человеке внутренний переворот: он осознаёт, что все зыбко, размыто, следовательно, он должен найти силы, чтобы внести ясность в хаос жизни. Появляется проблема свободной воли – не все вокруг фатально зависит от внеличностного. Человек может повлиять на то, чтобы жизнь перестала быть сном, над которым он не властен. Только нравственный человек, способный возвыситься над личным может с этим справиться.

 

Вариант 3.

1. Пастораль (Дж.Бокаччо «Ометто», Я. Санадзаро «Аркадия», Сервантес «Галатея»);

Утопия (Т.Мор «Утопия»);

Рыцарский роман (Сервантес «Странствия Персилеса и Сигизмунды», «Амадис Галльский»);

Плутовской роман (Гриммельсгаузен «Симплициссимус», «Жизнь Ласарильо с Тормеса»);

«Дон Кихот» сочетает в себе черты всех 4-х видов романа.

2. Наказан за глумление над умершим, не королем, а высшей силой. «Севильский озорник, или Каменный гость».

3. «Андромаха»

Человек живет руководствуясь только страстью. (Орест безумно любит Гермиону, все его действия направлены на то, чтобы добиться её). Расин изображает всесилие чувства, которое затмевает разум. Любовь, изображенная Расином, - любовь, которая не подчиняется рациональному началу. Любовь необъяснима, она не знает оценок разума, рациональных критериев. Любовь – единственная возможность для человека проявит себя во всей полноте. Нет высшей власти, чем власть любви.

«Федра»

Расин изображает великую, безмерную силу чувств. Его герои любят безумно, бескорыстно, свободно от любых утилитарных замыслов. Ипполит «очеловечен» любовью. Безумная любовь Федры – её слабость, её свободная воля выражается в том, что она это осознает. Человек у Расина не властен над собой, и прежде всего над своими чувствами.

Вариант 4.

1. Торес Наарро. Основные положения: в области драматургии возможна только одна жанровая форма – комедия. Не следует разделять трагическое и комическое, т.к. в жизни – единство того и другого, разделять их – значит отражать жизнь не во всей ее полноте, отсюда принцип синтеза трагического и комического. Пьесы делятся на реальные (отражают жизненный опыт, материал невыдуманный, от них берут начало бытовые комедии) и выдуманные (должны удовлетворять чувству правдоподобия, поднимаются над бытом, изображают идеальные человеческие качества, от них берут начало героические драмы). Пьеса должна состоять из 5 актов. Большое значение имеет интрига. Новшество – неразлучная пара господина и его слуги, господин – любовная интрига, слуга – комедийные комментатор хозяина.

2. «Андромаха», «Федра», «Ифигения». Античность, т.к. для классицизма античность - идеал.

3. «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». Основная черта – зеркало нравов, изображает не героев, а людей. «Мещанин во дворянстве» осмеивает бездумное следование моде.

 

Hosted by uCoz